Концептуальный проект быстроходного катамарана нового поколения, разработанный в Крыловском государственном научном центре (КГНЦ), одобрили недавно эксперты научно-координационного совета Минпромторга России. Латаные-перелатаные скоростные суда на подводных крыльях доживают свой век, исправно обслуживая пассажирские линии. Хотя списать их следовало, что называется, еще вчера. Износ таких судов, по некоторым оценкам, составляет около 80%, заложенный при их проектировании ресурс давно уже превышен. Эти теплоходы если и трудятся до сих пор, то лишь благодаря модернизации, замене судовых двигателей и других комплектующих. Но делать так можно не бесконечно. Как получилось, что это направление отечественного судостроения сошло на нет, разговор отдельный. Но времени обновить скоростной пассажирский флот было достаточно, только этого не произошло. Дело в том, что покупать суда чужих брендов слишком накладно (да и совестно, имея за плечами такой опыт), хотя подобные примеры были. Так, участников зимней Олимпиады в Сочи катали по морю два подержанных зарубежных катамарана стоимостью несколько миллионов долларов. Покатали - и встали намертво у одного из причалов... В то же время без государственной поддержки отраслевых начинаний решить проблему в масштабах России оказалось невозможно. А первые результаты этой работы, несмотря на то что федеральная власть занимается ею несколько лет, обозначились лишь в последние год-два. Интересные проекты такого рода предлагают нижегородцы (ЦКБ по судам на подводных крыльях имени Р. Е. Алексеева), разработчики «Метеоров». Хороший задел в этой сфере есть у Зеленодольского судостроительного завода (Татарстан). Да и петербуржцы не отстают: в области скоростного флота КГНЦ проводит исследования около 30 лет. Но наш город пошел при этом своим путем, вписываясь в общемировой тренд, связанный с развитием многокорпусных теплоходов. Тогда как другие специалисты по-прежнему связывают перспективы с быстроходными судами на подводных крыльях, убедившими в своей основательности и долговечности. Такие советские модели, верно, не уступали зарубежным, а «Метеоры» были настолько хороши, что экспортировались во многие европейские страны. Они привлекали оптимальным сочетанием вместимости и комфорта, скорости и надежности, которое достигалось во многом за счет использования питерских дизельных установок (завод «Звезда»), очень удачных, применявшихся на военных катерах. Неплохо показали себя также «Кометы» - серия морских пассажирских теплоходов этого класса - и речные «крылатые» суда под названием «Ракета». Достоинств у них немало, но и эта удачная конструкция имеет слабые стороны, отмечают инженеры-крыловцы. Подводные крылья, определившие ее гидродинамические свойства, требуют постоянного ухода. Такие теплоходы, перевозившие до полутора сотен человек на скорости 30 узлов (до 55 км/час), боятся высокой волны и «робеют» выходить в морскую акваторию. А для Петербурга, где на линии до Петергофа (без оглядки на высокие цены ее «осваивают» главным образом туристы) пассажиров обслуживают 23 «Метеора», не считая двух «Восходов», это серьезный фактор. Но разве им нет альтернативы? Сергей Косьмин, заместитель начальника отделения управления системной интеграцией в области гражданского судостроения КГНЦ, так не считает. По его словам, головной образец первого отечественного быстроходного катамарана проекта 23107 «Сокол», построенный четверть века назад по проекту петербуржцев, был неприхотлив и надежен, показал хорошие мореходные качества и отработал положенный срок. Серийный его выпуск не состоялся, но не по вине конструкторов. Продолжая идти в этом направлении, Крыловский центр подготовил оригинальные проектные решения для целого семейства «резвых» судов широкого назначения: модульный катамаран «Тритон», который можно легко разобрать, перевезти на колесной платформе и собрать, 60-метровый тримаран, пригодный для морских путешествий, волнопронзающее судно «Стрела» с особым корпусом и др. Большие надежды крыловцы возлагают также на катамаран «Сапсан», который выставлялся (точнее, его концептуальный прообраз) на крупных морских салонах и унаследовал лучшие качества «Сокола». По своим характеристикам он сопоставим с «Метеором», а если сравнивать гидродинамику, то и превосходит его, отмечает кандидат технических наук Виктор Соколов, главный конструктор 5-го отделения КГНЦ. Обладая корпусом из легких сплавов нового типа и испытывая уменьшенное сопротивление воды, этот 34-метровый катамаран станет более экономичным, чем его собратья подобного веса и мощности, полагает эксперт. Кроме того, при осадке в полтора метра он сможет приближаться к любому причалу, будет проходить под петербургскими мостами (высота его менее 5,5 метра) при эксплуатационной скорости 30 узлов и «держать» высокую, до двух метров, волну. Оценив эти преимущества, эксперты Минпромторга РФ рекомендовали включить «Сапсан», который можно использовать на внутренних водных путях и маршрутах река - море, в программу господдержки. Если бюджетные средства будут отпущены, развернуть работы, подготовив проект и разместив заказ (желательно на одной из петербургских верфей), труда не составит. Тогда через пару лет головное судно будет готово. Речники из многих регионов, эксплуатирующие скоростные суда, в нем очень заинтересованы: крыловцы убедились в этом, пригласив их недавно в КГНЦ на совещание. Тем более что подобные катамараны можно сооружать, учитывая региональные особенности. Экономическая составляющая этого проекта, конечно, просчитывалась: такое серийное судно будет стоить ниже ценовых показателей пилотных проектов других российских КБ, но тоже немало. А значит, обновлять скоростной флот операторам пассажирских перевозок, даже питерским, без дотаций со стороны государства (читай - без отдельной федеральной программы) будет не по карману, говорят профессионалы речного транспорта. |
|